Национальная Ассоциация Кулинаров России
Национальная Ассоциация
Кулинаров России
+7 (906) 703-59-00
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Заказать звонок
129626, г. Москва,
Рижский пр-д, д. 11
Ассоциация
  • О нас
  • История
  • Награды
  • Документы
  • Законодательство
  • Наша команда
  • Региональные ассоциации
  • Партнеры
  • Реквизиты
Новости
Вступить в НАК
  • Физическим лицам
  • Юридическим лицам
  • Оплата членских взносов
Деятельность
  • Партнерство
  • Соревнования
  • Календарь событий
  • Судейство
  • Образование
Проекты
  • Региональные проекты
  • Федеральные проекты
Услуги
  • Верификация соревнований
  • Профессиональное судейство
  • Мастер-классы НАК
Медиа
  • Фото
  • Видео
  • Рецепты
  • Статьи
  • Пресс-центр
Контакты
    Национальная Ассоциация Кулинаров России
    Ассоциация
    • О нас
    • История
    • Награды
    • Документы
    • Законодательство
    • Наша команда
    • Региональные ассоциации
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Новости
    Вступить в НАК
    • Физическим лицам
    • Юридическим лицам
    • Оплата членских взносов
    Деятельность
    • Партнерство
    • Соревнования
    • Календарь событий
    • Судейство
    • Образование
    Проекты
    • Региональные проекты
    • Федеральные проекты
    Услуги
    • Верификация соревнований
    • Профессиональное судейство
    • Мастер-классы НАК
    Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Рецепты
    • Статьи
    • Пресс-центр
    Контакты
      Национальная Ассоциация Кулинаров России
      • Ассоциация
        • Назад
        • Ассоциация
        • О нас
        • История
        • Награды
        • Документы
        • Законодательство
        • Наша команда
        • Региональные ассоциации
        • Партнеры
        • Реквизиты
      • Новости
      • Вступить в НАК
        • Назад
        • Вступить в НАК
        • Физическим лицам
        • Юридическим лицам
        • Оплата членских взносов
      • Деятельность
        • Назад
        • Деятельность
        • Партнерство
        • Соревнования
        • Календарь событий
        • Судейство
        • Образование
      • Проекты
        • Назад
        • Проекты
        • Региональные проекты
        • Федеральные проекты
      • Услуги
        • Назад
        • Услуги
        • Верификация соревнований
        • Профессиональное судейство
        • Мастер-классы НАК
      • Медиа
        • Назад
        • Медиа
        • Фото
        • Видео
        • Рецепты
        • Статьи
        • Пресс-центр
      • Контакты
      • Главная
      • Медиа
      • Статьи
      • Загадка пасхи — из творога или из теста?

      Загадка пасхи — из творога или из теста?

      Поделиться
      Загадка пасхи — из творога или из теста?

      Многие обращали внимание на любопытный факт: на юге России пасхой называли кулич, а в столице пасха непременно была творожной. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это общее правило, существующее уже много веков.

      «Какая часть хлебного растения тебе нужна для того, чтобы испечь пасху? — Зерно пшеницы». Это вопрос для детей из учебника конца XIX века. То есть восприятие пасхи как печеного кулича вполне соседствовало тогда с ее рецептом в виде творожной пирамидки.

      Сегодня, разговаривая с людьми о том, каким был в их детстве кулич, можно услышать неожиданное. Не раз нам говорили в ответ: а у нас пасха печется из теста, наподобие кулича. И это совершенно справедливое замечание. Даже сегодня на юге нашей страны, а также в Украине, Молдавии, Польше это именно так. В Украине кулич — это пасха, а творожное изделие — это «сирний паску».
      В Светлый праздник Велик-день или просто Воскресенье именуемый, — ибо тот день, который в Великой России воскресение, в Малой России неделя, а что неделя, то тыждень зовется, — пасха состоит не из творога, но из кулича, при котором во время освящения кладут жареные барашки, или поросенки, жареную рыбу, колбасы, ветчинное сало, черный хлеб, крашеные яйцы, хрен, соль и все оное.

      (Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание. Киев, 1851 г.).

      Почему же творожная пасха стала характерной лишь для Центральной и Северной России? Сегодня о причинах можно лишь догадываться. Первая из них очевидна. Празднование Пасхи приходится на апрель — начало мая. На юге нашей страны в это время уже довольно тепло. Сырой творог (а пасху чаще делали невареной) недолго хранится в таких условиях — тем более, когда его носят освящать к церкви, где он стоит и час, и два на открытом солнце.

      Другое объяснение — религиозного свойства. Понятно, что никакой «творожной пирамидки» в библейских источниках нет, но нет там и кулича. Кислый хлеб использовался в обрядах еще в языческие времена. Принося его в жертву богам, стихиям или предкам, земледельцы стремились добиться их расположения и обеспечить тем самым плодородие земли и обильный урожай. С приходом христианства эта старая традиция была спроецирована на церковные реалии.

      Известно, что христианство унаследовало некоторые черты празднования Пасхи от иудеев. Речь, в частности, шла об обычае освящения хлебов. Еврейский праздник Песах — предшественник христианской Пасхи. По преданию, во время бегства из египетского плена иудеи не успели заквасить хлеб и взяли с собой пресное тесто. Изготовленными из него лепешками (мацой) они питались в пустыне; это было то немногое, что поддерживало в них жизнь.

      В память об этих событиях в первый день Пасхи за трапезой было принято возносить благодарственную молитву богу и угощаться хлебом. Следуя этой традиции, Христос преломил хлеб на Тайной вечере, но сравнил его со своей плотью, приносимой в жертву во искупление людских грехов, тем самым установив христианское таинство Евхаристии — Причащения.

      В православном богослужении место мацы заняли просфора, артос, а в бытовой традиции — кулич. С принятием у нас в 988 году христианства дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии. Этнографическая заметка середины XIX века сообщает:
      …иной хозяин перед светлым праздником рубит кусок плетня или оглобли от телеги, чтобы испечь пасху. По понятию малоросса, хлеб этот должен быть испечен на дровах, а уж ни в каком случае не на кирпиче из навоза.

      (Афанасьев-Чужбинский А. С. Поездка на Днепровские пороги и на Запорожье.// Морской сборник. Том XXXVI, № 8. СПб., 1858).

      «Хлебная» проблема порождала ожесточенные споры в религиозной среде. Она была одной из причин раскола римской и византийской (католической и православной) церкви, который вызревал давно и совершился в ходе Вселенского собора 1054 года. Среди прочих догматических разногласий был и вопрос о хлебе (спор об опресноках).

      Греческая церковь использовала для причастия хлеб кислый, квасной. Для этого были свои причины — ведь даже в библейских источниках он назывался «артос», что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске. В отличие от них латиняне отстаивали необходимость применения в обряде пресного хлеба, или, как это называлось в русской религиозной традиции, «опресноков», обосновывая это тем, что воплощение Христа было свободно от повреждения первородным грехом, то есть, от закваски порока и греховности.

      Основывалось такое сравнение греха с закваской на цитате из апостола Матфея: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:5–12).

      В православной традиции, в отличие от католической, просфора, так же как другие ритуальные хлеба (в том числе кулич), изготавливаются только из кислого теста на закваске. В рамках празднования Светлого Христова Воскресения освящение и употребление хлеба — символа жертвы и искупления Христа — имеет особое значение: спасение и очищение человечества от греха.

      В большей степени слово «кулич» было известно в городах, а крестьянский пасхальный хлеб, пирог или булка чаще назывались «пасха» или «паска». Они могли иметь разную форму (например, в виде раскрытого ягодного пирога — в Вологодской губернии), но чаще были круглыми, высокими, с выдающейся верхней частью («верхушка», «голова»), посередине которой из теста делали крест.
      Затем, что касается пасхи и кулича, то в Петербурге, Москве и других северных местах России, пасха делается из творогу, на котором отпечатывают кресты и другие священные изображения. В южной же России пасха приготовляется из муки, со всею изысканностью; а потому то, что в Малороссии называется пасхою, то на севере известно под именем кулича.

      (Русский художественный листок. СПб., 1862).

      Согласно одной из гипотез, причина смешения названий «кулич» и «пасха» в том, что разные сословия использовали разные слова. Более образованные представители российского общества рассматривали кулич как отдельное блюдо.

      Патриархальная часть российской глубинки продолжала называть его пасхой или паской. Понятно, что близость к столицам определяла и терминологическую разницу. А юг России и Малороссия использовали свои старинные названия, считая, что пасха — это выпечка из теста.

      Фотогалерея
      • И.С. Горюшкин-Сорокопудов ''Освящение куличей'' (1910 г.)
      • Х. Гейслер «Пасха». (1805 г.)
      • А.А. Пластов
      • Б.М. Кустодиев
      Назад к списку Следующая статья
      Категории
      • Кремлевские рассказы6
      • Кулинарные истории от Сюткиных19
      • Статьи о НАК2
      Это интересно
      • Битки по-скобелевски в память русского генерала
        27 июля 2023
      • А в среднем мы едим голубцы
        13 июля 2023
      • Легенда Бородинского
        7 июня 2023
      • Рассольник русской революции
        26 мая 2023
      • Русская селёдка под французским соусом
        19 апреля 2023
      • Закуска градус крадет
      • Икра бывает черная, красная и… баклажанная
      • Арбузы сладкие и соленые
      • Грибы за царским столом: от любви до ненависти
      • От омаров до крабовых палочек: русская кухня за 250 лет
      Облако тегов
      jivo дизайн интерьер магазин онлайн консультант покупка
      Стать частью профессионального сообщества страны
      Ассоциация
      О нас
      История
      Документы
      Руководство
      Регионы НАК
      Партнеры
      Реквизиты
      Деятельность
      Партнерство
      Мероприятия
      Судейство
      Образование

      Проекты
      Федеральные
      Региональные
      Вступить в НАК
      Частным лицам
      Юридическим лицам

      Информация
      Новости
      Статьи
      Медиа
      Контакты
      Оставайтесь на связи
      Наши контакты

      +7 (906) 703-59-00
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      129626, г. Москва,
      Рижский пр-д, д. 11
      info@dreamchef.ru
      © 2023 Все права защищены.